Как называются дни Масленичной недели
Последняя неделя перед Великим постом называется Сырной седмицей, Масленицей. После нее уже начинаются приготовления к Пасхе. Масленица справляется за семь недель до Пасхи.
Масленица - это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Традиция отмечать праздник Масленицы уходит корнями в языческие времена. У древних славян этот праздник символизировал проводы зимы, а отмечали его четырнадцать дней. В народе любили его и называли ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка». С внедрением христианской религии были попытки искоренить языческий праздник, но церковникам удалось лишь перенести его сроки (обычно это конец января — начало марта) и сократить до восьми дней.
Вся масленичная неделя называлась мясопустной, это означало полный отказ от мясного. Это своеобразная подготовка к последующему Великому посту, который длится семь недель, до самой Пасхи. Но запрет на мясо не означал отказа от других скоромных продуктов, поэтому едят молоко, сыр, творог. Поэтому масленичная неделя получила название «Сырная». Кроме того, не воспрещается рыба.
Но главным атрибутом этого праздника на Руси всегда считались блины. Есть такая поговорка: «Без блина не Маслена, без пирога не именинник». Впрочем, украинцы и белорусы часто на Масленицу блинов не пекли, заменяя их варениками с сыром или теми же блинами, но из гречневой муки.
Вспомним, как Пушкин писал об этом празднике в «Евгении Онегине».
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины...
А. Пушкин. «Евгений Онегин»
В течение масленичной недели проводились разного рода обряды и празднества, причем в определенной последовательности. Это можно проследить по названиям дней Масленицы.
Понедельник назывался встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, а затем, посадив его на шест, катали его по деревне в санях. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. В день встречи пелись веселые песни:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали...
Распространены были «величальные» песни в честь Масленицы:
Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
Вторник назывался заигрышем. В этот день начинались различные увеселения: катания на санях, народные гулянья, представления. По улицам ходили толпы ряженых, они же катались по городу на тройках и на простых розвальнях. На улицах ставили балаганы, где давались представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом, устраивались и домашние концерты. Некоторые катались с горок.
Среду называли лакомкой. С этого дня начинались пиршества во всех домах. Гостей угощали блинами, накрывали столы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями (напитки из воды, меда и пряностей), калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара.
Четверг — разгул, перелом, широкий четверг: на этот день приходилась середина игр и веселья. В этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. По правилам нельзя было закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку. Тех, кто нарушал это правило, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» («коллективные бои») или «сам на сам» (один на один), вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.
И все-таки это были скорее не серьезные соревнования, а веселая игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда.
Пятница называлась тещиными вечерами. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару.
Очень много внимания уделялось молодоженам. По традиции они, нарядившись, выезжали в расписных санях, посещали всех гостей, которые были у них на свадьбе. Также они под песни катались с ледяной горы. Зятья в этот день должны были посетить тещу, которая должна была испечь блины и хорошо угостить зятя. В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т- е. в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
Если зятья навещали тещ в среду, то в пятницу уже зятья должны были пригласить тещу на блины — этот обычай носил название «тещины вечерки». В пятницу же приглашали и бывшего дружку, который выполнял те же обязанности, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Теща, которую приглашал зять, должна была еще с вечера прислать зятю все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось позором и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота — золовкины посиделки: к молодым невесткам приходили родные. Как видим, каждый день масленичной недели сопровождался особым застольем.
Воскресенье — проводы, целовник, Прощеный день, Прощеное воскресенье. Этим днем завершается масленичный цикл. Если в течение года люди чем-либо оскорбили друг друга, в Прощеное воскресенье они просили прощения. Встретившись, люди приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» — и на этом все обиды заканчивались.
В воскресенье масленичной недели чучело — «сударыню - Масленицу» ставили на сани, рядом с ним садилась красивая девушка. В сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по улицам. Сани с чучелом сопровождала вереница саней — так называемый масленичный поезд. За околицей зажигали большой костер, давали Масленице блин, а затем торжественно сжигали на костре. При этом приговаривали: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блины тоже бросали в костер, как бы принося в жертву для будущего плодородия. Чучело Масленицы сжигали в знак проводов зимы и встречи весны. |